Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.
Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:
-наследственную отягощенность;
-заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
-внутриутробные, родовые травмы;
-переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).
Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).
Цель работы – рассмотреть заикание: определение, терминологию, распространенность.
Заикание: определение, терминология, распространенность
Заикание - это нарушение нормального течения речи, которое принимает множество различных моделей. Обычно это включает в себя произнесение последовательности повторяющихся звуков или ненормальные паузы во время речи.
Хотя распространенность заикания, кажется, несколько ниже 1%, фактическая заболеваемость составляет примерно 5%, причем первые проявления происходят в основном в дошкольном возрасте. Кроме того, важно понимать, что распространенность 1% является средним показателем для населения в целом.
Поэтому не менее важно понимать, что распространенность сильно варьируется в зависимости от возрастных групп. Если результаты верны, они означают, что в любой момент почти 2,5% процентов детей в возрасте до 5 лет заикаются.
«Заикание поражает людей всех возрастов. Чаще всего это происходит у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда они развивают языковые навыки. Примерно от 5 до 10 процентов всех детей будут заикаться в течение определенного периода своей жизни, продолжающегося от нескольких недель до нескольких лет. Мальчики в 2–3 раза чаще заикаются, чем девочки, и по мере взросления это гендерное различие увеличивается; количество мальчиков, которые продолжают заикаться, в три-четыре раза больше, чем девочек» . Большинство детей перерастают заикание. Примерно 75 процентов детей выздоравливают от заикания. Для оставшихся 25%, которые продолжают заикаться, заикание может сохраняться как нарушение общения на протяжении всей жизни.
«Заикание в развитии возникает у маленьких детей, пока они еще учатся речевым и языковым навыкам. Это наиболее распространенная форма заикания. Некоторые ученые и клиницисты считают, что заикание в процессе развития возникает, когда речь и языковые способности ребенка не могут удовлетворить его словесные потребности.» Большинство ученых и клиницистов считают, что заикание в процессе развития является результатом сложного взаимодействия множества факторов.
Есть несколько видов заикания:
Заикание в развитии. Это самый распространенный вид заикания у детей. Обычно это происходит, когда ребенку от 2 до 5 лет. Это может случиться, когда речевое и языковое развитие ребенка отстает от того, что ему нужно или что он хочет сказать.
Нейрогенное заикание. Нейрогенное заикание может возникнуть после инсульта, травмы головы или другого типа черепно-мозговой травмы. При нейрогенном заикании мозг испытывает трудности с координацией различных областей мозга, участвующих в разговоре, что приводит к проблемам с воспроизведением четкой и плавной речи.
Психогенное заикание. Психогенное заикание встречается нечасто. Это может произойти после эмоциональной травмы.
В артикуляционном аппарате выделяют судороги - губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б,т, д); реже и менее напряженно - щелевых.
В экспрессивной речи заикающихся детей отмечают фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений среди дошкольников составляет, по последним данным, 66,7%, среди младших школьников - 43,1%, средних - 14,95% и старших - 13,1%.
«В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович, З.Е. Логопедия / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 381 c.
2. Бойкова, С. В. Нарушение речи / С.В. Бойкова. - М.: Каро, 2018. - 176 c.
3. Ворошилова, Е. Л. Коррекция заикания у дошкольников / Е.Л. Ворошилова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2019. - 247 c.
4. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. - 192 c.
5. Матвеева, А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. - М.: АСТ, 2017. - 336 c.
6. Слюсарь, К.Н. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи / К.Н. Слюсарь. - М.: Владос, 2015. - 79 c.
7. Тарасова, Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Тарасова. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 592 c.
8. Трясорукова, Т.П. Развитие речи у детей с заиканием / Т.П. Трясорукова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 224 c.
9. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 176 c.
10. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. Коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. - М.: АСТ, 2019. - 320 c.